|
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 комбинированного вида» г. Красноярск, ул. Металлургов 15а, тел. 224-05-73, 224-08-73
Авторы составители: Герасимова Марина Ивановна, Веретинская Елена Алексеевна, Глушакова Людмила Эдуардовна, Лайван Елена Геннадьевна
Квест «День победы - праздник всей страны» для детей старшего дошкольного возраста
г. Красноярск 2016 г.
Аннотация Данный
квест характеризует социальный запрос к организации целостной системы
воспитания будущего гражданина страны через формирование у него
представлений о Великом событии в Российской истории. Стержнем всего
российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм»
включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость
за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более
заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского
патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать
у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей
Родины, интерес к её изучению в будущем.
Предлагаемый материал
прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при
проведении мероприятий по теме «День победы» со старшими дошкольниками.
Данное мероприятие предназначено для музыкальных руководителей,
педагогов и воспитателей ДОУ, инструкторам по физической культуре.
Может быть полезен родителям.
В квесте раскрывается содержание
работы с детьми дошкольного возраста по формированию
нравственно-патриотических качеств. Преимущество квеста в том, что
такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном
виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у
детей.
С помощью такой игры можно реализовать проектную и
игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить
имеющиеся знания. Кроме того, соревновательная деятельность обучает
детей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и
дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Создание
квеста «День победы - праздник всей страны» направлено на работу по
воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное
формирование любви к своей Родине и близким. Подготовка к квесту
позволяет задействовать различные виды детской деятельности,
предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных
дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке
и празднованию Победы.
Герасимова Марина Ивановна – музыкальный руководитель МБДОУ № 73, высшая категория, сот.89039865261 Веретинская Елена Алексеевна – инструктор по физической культуре МБДОУ № 73, высшая категория, сот.89232718921 Глушакова Людмила Эдуардовна – воспитатель МБДОУ № 73, первая категория, сот.89135947575 Лайван Елена Геннадьевна – воспитатель МБДОУ № 73, первая категория, сот.89509987111
Пояснительная записка «…Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ш. Монтескье
Россия
– государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее
богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается
в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В
последнее время произошло изменение жизненных ценностей в обществе. И
это настораживает. В настоящее время вновь происходит осознание
важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того,
насколько значимую роль в этом играет образование. Необходимость
целенаправленной работы по нравственно – патриотическому воспитанию
подрастающего поколения отмечена в некоторых нормативных и правовых
документах: «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции
модернизации Российского образования на период до 2010 г.»,
«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2001-2005 гг.». В «Национальной доктрине образования РФ
«подчеркивается, что «система образования призвана
обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического государства».
С 1 сентября 2013 г. вступил в
силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором
впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего
образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Одним из
компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное
развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников,
позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основной
целью методической разработки является –формирование патриотизма и
гражданственности детей дошкольного возраста через знакомство с
историческим военным прошлым нашей страны. Праздник «День победы»
в нашем детском саду – это не единовременная акция. Это целая система
мероприятий, органично вписывающихся в образовательный процесс
дошкольного учреждения.
Одной из главных задач ДОУ, заложенной в
программе, является патриотическое воспитание детей, воспитание в
подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к
культуре родного народа. В связи с этим проблема нравственного
патриотического воспитания детей дошкольников становится очень важной.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего
гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это
результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на
человека, начиная с самого детства. То, какие нравственные качества
разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых,
как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому начинать
вести работу по патриотическому воспитанию нужно в дошкольных
учреждениях. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо
использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его
эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы
гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным
содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные
ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для
восприятия.
Нужно ли говорить с детьми о войне? Если да, то, как
это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок
исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно
объединить в один, звучащий так: как сформировать у ребёнка должное
отношение к войне? И непременно согласиться с тем, что говорить с
детьми о войне жизненно важно. При этом необходимо
использовать все доступные средства в образовательном
процессе ДОУ: читать литературу, рассматривать картины, смотреть
фильмы, слушать музыку, использовать интернет технологии. Проводить
тематические беседы в детском саду и дома. С родителями посетить музеи
и выставки, посвященные «Дню победы». Рисовать, лепить, играть, петь,
создавать стен газеты и выставки с детьми. Используя все виды детской
деятельности. В процессе подготовки к квесту в детском саду появляется
возможность уточнить и расширить знания детей о военной технике и о
людях военных профессий. Для этого можно воспользоваться игрушками,
изображающими военную технику, демонстрационными материалами,
компьютерной презентацией, или экскурсией к памятнику – военной
технике. Дети осматривают памятник и слушают рассказ воспитателя о нём.
На одном из занятий, посвященных Дню победы, показать ребятам
тематический документальный фильм. Пусть дети увидят, как люди
восприняли известие об окончании войны. Как они искренне, не скрывая
слез, обнимали друг друга, с цветами в руках встречали победителей.
Цель квеста:
расширение, закрепление знаний и представлений о празднике страны «День
победы» и историческом наследии нашей страны. Формирование
патриотических чувств у детей.
Задачи: Образовательные: • развивать познавательный интерес к истории нашей страны, расширять кругозор; • пробуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; • развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию движений; • развивать психические качества: волю к победе, целеустремленность, самоконтроль; Развивающие: • способствовать развитию внимания, координационных способностей; • содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов детей; •
развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного
решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе; •
развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал
художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой; Воспитательные: • воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; • воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-продуктивная, двигательная, физическая, музыкальная.
Формы организации подготовительной работы к проведению заключительного мероприятия квеста «День победы - праздник всей страны». Формы работы с детьми: -
Реализация мероприятий перспективного тематического планирования
(непосредственная образовательная деятельность по теме «День победы»,
творческая деятельность). Тематические беседы: рассказ педагога о
ВОВ «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики- будущие защитники
Родины», беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ,
«Герои в нашей семье», «Герои Великой Отечественной войны – наши
земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы»; Чтение и разучивание с детьми стихотворения А. Усачев « День Победы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», и д. р. Чтение
художественной литературы: Л. Кассиль «Памятник солдату», С. Баруздин
«Точно в цель», «За Родину», Ю .А. Агебаев «День Победы», А. Митяев
«Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый». Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге. Художественно-продуктивная деятельность Рисование: «Солдат на посту», «Праздничный салют», «Самолеты в небе». Выставка детских рисунков, посвященной Дню Победы. Аппликация: Праздничная открытка «9 мая», «Парашютисты», составление коллажа «Военная техника», «Гвоздики»; Лепка: «Вечный огонь Победы», «Солдат», «Танк»; Конструирование из природного и бросового материала: «Выложи из спичек военную технику», «Мастерим из спичечного коробка танк». Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы», игра- ситуация «Армейский порядок». Дидактические
игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ»,
«Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке». Разучивание
и прослушивание песен на музыкальных занятиях и в группах: «Нам
нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Не стареют душой ветераны»,
муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский; «Пусть всегда будет солнце», муз.
А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д.
Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Ленинградцы», «Бравые
солдаты», «Священная война», «Три танкиста» сл. Б. Ласкин, муз. Д.
Покрасс, «Бескозырка» сл. и муз. З. Александрова. Физическая культура: эстафета «Скоро в армию пойдём!», пехота соревнование
«Шагом марш!», «Болото», «Переправа», «Марш-бросок», артиллерия
соревнование: «Попади в цель», разведка «Ночная разведка», «Проползи и
не задень». Прогулка: игры «Разведчики», «Найди донесение», «Перенеси письмо солдату», «Минное поле», «Попади в цель». Формы работы с родителями 1. Создание стенгазеты с родителями «Герои в нашей семье», (семейный фото альбом). 2. Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ». 3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы помним». 4. Консультация «Книги для детей о войне». 5. Консультация «Слушаем песни военных лет». 6. Посещение выставки совместного творчества «День победы - праздник всей страны». 7. Экскурсия в Гвардейский парк. 8. Создание книги памяти ветеранов.
При подготовке к квесту использован метод трех вопросов: Что знаем? Знаем, что была ВОВ. Что хотим узнать? Как люди защищали нашу страну? Как жили и выживали? Где и как найдем ответы на вопросы? Будем спрашивать у взрослых. Будем рассматривать фотографии. Спросим у старших детей.
Планируемый результат: -у детей сформировано понятие о государственном празднике «День победы» и историческом наследии нашей страны; -
дети проявляют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной
войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов
Великой Отечественной войны; - сформировано представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике; - знакомы с произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников на военную тематику; - сформированы представления о преемственности поколений; - дети проявляют самостоятельность, творчество и инициативу в разных видах детской деятельности. После
выполнения каждого задания дети и педагоги видят результат выполнения
задания. Педагоги обязательно обсуждают, что у детей получилось? Что
понравилось? Что еще хотят узнать? Они полностью решают кроссворд
и составляют слова, они изготовят стен газету и подарят ее ветеранам,
соберут пазл, и увидят военную технику, напишут письмо солдату и
свернут его в треугольник, как сворачивали письмо солдаты на войне.
Пройдут полосу препятствий в физкультурном зале, исполнят военные песни
и танцы. При прохождении квеста детьми, достигнут высокий
эмоциональный подъем и творческий результат в совместных усилиях детей
и взрослых, способствующих созданию единого творческого сообщества,
умеющего выполнить поставленные перед собой цель и задачи. Результат
такой работы позволяет не просто повысить интерес детей к людям,
защищавшим Родину много лет назад, но и способствуют формированию
подлинно гражданской патриотической позиции у дошкольников, которая
затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей
страны.
Квест – это увлекательный формат праздника, где каждый
становится настоящим героем приключения, результат которого зависит от
всей команды. В процессе квеста дети решают задачи и преодолевают
трудности всем коллективом. Именно поэтому такой способ проведения
мероприятия поможет не только побудить у детей тягу к знаниям, но и
поможет сплотить коллектив.
Уникальность данной формы проведения мероприятия заключается в отсутствии ограниченного пространства. Мы развиваем в детях: - умение работать в команде - умение слушать и слышать друга - способность видеть единую цель - находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями - готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации - умение убеждать и находить компромисс - инициативность и самостоятельность Мы
стремимся не ограничивать детей в их рассуждениях, и частенько
разрешаем им сделать неправильный шаг в прохождении квеста. Мы
убеждены, что именно тогда, когда ребенок сам исправляет свою ошибку,
он развивается.
Предметно-практическая среда: картинка
военной техники (пазл), бумага с Георгиевской лентой для написания
письма, проектор – для медиа презентации «Третий лишний», спортивное
оборудование для преодоления полосы препятствий, ватман для кроссворда
и картинки слов, ватман для оформления стенгазеты и приготовленные
заготовки голубей, гвоздички, звезды, цветная бумага, Российский флаг,
ножницы, клей, краски, приготовленные буквы «Победа!», по количеству
команд, музыкальный центр, фортепиано, ноутбук, экран, маршрутные листы
по количеству команд.
Среда взаимодействия: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог.
Содержание методической разработки Порядок проведения квеста: 1) Подготовительный этап. 2) Заключительный этап - проведение квеста. Все
задания для детей – это творчество педагогов ДОУ. Задания квеста четкие
понятные и не должны превышать по времени исполнения 5-7 минут.
1 этап игры В
квесте принимают участие группы старшего дошкольного возраста от 2
групп до 6. Все команды собираются в музыкальном зале. Проходят
торжественным маршем круг Марш «Прощание славянки» автор музыки Яков
Иосифович Богорад. Ведущий.
Вот и наступил День Победы! 9 мая – это светлый и радостный праздник.
7… лет назад в этот день закончилась война. Мы с благодарностью
вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
Всем солдатам, ветеранам, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем
сейчас под мирным небом. Вечная им слава! Дети: 1. Праздничный флаг, в небеса поднимая, Входит на площадь, Девятое мая. Город в парадную форму одет, Даже у солнца торжественный цвет. 2. Этот святой, героический праздник. Поровну делят прадед и правнук. Воинов хочет обнять вся страна, С гордостью, глядя на их ордена. 3. День Победы – это праздник, Это вечером салют, Много флагов на параде, Люди радостно поют! 4. Прадеды-деды, солдаты Победы, В бронзе отлиты, в песнях воспеты! Слава погибшим! Слава живым! Всем полководцам и всем рядовым! Ведущий.
Пришло время представить наши команды для участия в игре. (Выходит
капитан команды, представляет команду, название, команда дружно
произносит речевку, и капитан команды получает маршрутный лист у
ведущего). Ведущий. Команды
в ходе игры совершают путешествие по маршрутному листу, где команды
выполняют соответствующие задания. После правильного выполнения задания
команда получает букву и следует по своему маршруту для выполнения
следующего задания. После прохождения всех заданий все команды
собираются в музыкальном зале. (ПОБЕДА!)
2 этап игры Работа команд на маршруте: прохождение игровых заданий в сопровождении воспитателей.
Задания «П»- сложи правильно пазл. Вопросы
воспитателя: что написано на пазле? Какие символы «Дня победы»
изображены? Какую военную технику вы знаете? (Ответы детей)
«О»- команды пишут письмо солдату. Воспитатель начинает четверостишье, дети его заканчивают, подобрав к нему рифму. 1.Подрасту, и вслед за братом Тоже буду я солдатом, Буду помогать ему Охранять свою ... 2.Брат сказал: "Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником - станешь ... 3. Чтоб границу охранять и служить не на земле, а на военном ... 4.Самолет парит, как птица, там – воздушная … На посту и днем, и ночью Наш солдат - военный ... 5.Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, та машина в поле чистом управляется ... 6.Можешь ты солдатом стать плавать, ездить и летать, а в строю ходить охота - ждет тебя, солдат, 7.Любой профессии военной учиться надо непременно, чтоб в мире не было... «Мы говорим нашим смелым защитникам …» (дети предлагают варианты ответов) После того, как письмо написано, дети сворачивают его в треугольник.
«Б»- предлагается игра «Третий лишний». На экране появляются картинки с военной тематикой. Одна из них лишняя.
«Е» - полоса препятствий. Дети преодолевают препятствия в спортивном зале.
«Д» - отгадай военное слово, загаданное в кроссворде. (Воспитатель направляет ответы детей, задает наводящие вопросы). И у меня вопрос: «Почему же мы празднуем День Победы — 9-го мая?» (Ответы детей)
«А»- команде дается задание, оформить
праздничную стенгазету. Воспитатель предлагает варианты оформления,
дети выбирают понравившийся и приступают к выполнению творческого
задания. (Заготовки для оформления стенгазеты подготовлены заранее)
«!»- последнее задание. Команды исполняют военную песню, танец (по выбору детей).
Команды собирают слово, буквы которого они получили за правильное выполнение заданий: «Победа!»
3 этап. Подведение итогов игры Ведущий.
9 Мая, в День победы нашего народа в великой Отечественной войне, на
улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели
слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и
печалились о потере близких и дорогих людей. Я вас всех поздравляю с
праздником и победой ведь все команды отлично справились с заданиями, и
правильно составили слово «Победа!» Ребенок Мы по улице пройдем, Марш Победы пропоем. Славьтесь и отцы, и деды — Одержали вы Победу! Вы Отечество спасли, Вы — защитники земли. За Великую Победу — Славьтесь и отцы, и деды! Команды проходят победным маршем по залу. Звучит песня «День победы» слова Владимира Харитонова, музыка Давида Тухманова.
Список рекомендуемой литературы: 1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1. 2. Александрова Е. Ю., Е.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ». Изд. «Учитель». Волгоград 2007 г. 3. Арсенина Е.Н. «Музыкальные занятия», для детей старшей и подготовительной группы, 2013 г. 4.
Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое
пособие для педагогов», 2010 г. 5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г., №2 2013 г. 6. Интернет ресурсы. maam.ru, infourok.ru, kladraz.ru 7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М.: Гном, 2011 г. 8. Паникоровская Н. «10000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей» 2015 г. 9. Харченко Т.Е. «Спортивные праздники в детском саду» 2013 г. 10.
Чусовлянкина Е.Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа
дополнительного образования патриотического воспитания ставших
дошкольников», 2012 г.
Приложение
1. Маршрутный лист для прохождения квеста.
2. Презентация мультимедийной игры «Третий лишний».
|
|
|