Марина Ивановна
ГЕРАСИМОВА
Музыкальный руководитель детского сада

реклама

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73 комбинированного вида»
 г. Красноярск, ул. Металлургов 15а, тел. 224-05-73, 224-08-73

Авторы составители:
Герасимова Марина Ивановна,
Веретинская Елена Алексеевна,
Глушакова Людмила Эдуардовна,
Лайван Елена Геннадьевна

Квест «День победы - праздник всей страны»
для детей старшего дошкольного возраста

г. Красноярск 2016 г.

Аннотация
Данный квест характеризует социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны через формирование у него представлений о Великом событии в Российской истории. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении мероприятий по теме «День победы» со старшими дошкольниками. Данное мероприятие предназначено для музыкальных руководителей, педагогов и воспитателей ДОУ, инструкторам по физической культуре. Может быть полезен родителям.

В квесте раскрывается содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственно-патриотических качеств. Преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у детей.

С помощью такой игры можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Создание квеста «День победы - праздник всей страны» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Подготовка к квесту позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.

Герасимова Марина Ивановна – музыкальный руководитель МБДОУ № 73, высшая категория, сот.89039865261
Веретинская Елена Алексеевна – инструктор по физической культуре МБДОУ № 73, высшая категория, сот.89232718921
Глушакова Людмила Эдуардовна – воспитатель МБДОУ № 73, первая категория, сот.89135947575
Лайван Елена Геннадьевна – воспитатель МБДОУ № 73, первая категория, сот.89509987111

Пояснительная записка
«…Лучшее средство привить детям
любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов».
Ш. Монтескье

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В последнее время произошло изменение жизненных ценностей в обществе. И это настораживает. В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование. Необходимость целенаправленной работы по нравственно – патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в некоторых нормативных и правовых документах: «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.», «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.». В «Национальной доктрине образования РФ «подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства».

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Основной целью методической разработки является –формирование патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста через знакомство с историческим военным прошлым нашей страны.
Праздник «День победы» в нашем детском саду – это не единовременная акция. Это целая система мероприятий, органично вписывающихся в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Одной из главных задач ДОУ, заложенной в программе, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.
В связи с этим проблема нравственного патриотического воспитания детей дошкольников становится очень важной. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому начинать вести работу по патриотическому воспитанию нужно в дошкольных учреждениях. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Нужно ли говорить с детьми о войне? Если да, то, как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно объединить в один, звучащий так: как сформировать у ребёнка должное отношение к войне?  И непременно согласиться с тем, что говорить с детьми о войне жизненно важно.  При этом необходимо использовать   все доступные средства в образовательном процессе ДОУ: читать литературу, рассматривать картины, смотреть фильмы, слушать музыку, использовать интернет технологии. Проводить тематические беседы в детском саду и дома. С родителями посетить музеи и выставки, посвященные «Дню победы». Рисовать, лепить, играть, петь, создавать стен газеты и выставки с детьми. Используя все виды детской деятельности. В процессе подготовки к квесту в детском саду появляется возможность уточнить и расширить знания детей о военной технике и о людях военных профессий. Для этого можно воспользоваться игрушками, изображающими военную технику, демонстрационными материалами, компьютерной презентацией, или экскурсией к памятнику – военной технике. Дети осматривают памятник и слушают рассказ воспитателя о нём. На одном из занятий, посвященных Дню победы, показать ребятам тематический документальный фильм. Пусть дети увидят, как люди восприняли известие об окончании войны. Как они искренне, не скрывая слез, обнимали друг друга, с цветами в руках встречали победителей.

Цель квеста: расширение, закрепление знаний и представлений о празднике страны «День победы» и историческом наследии нашей страны. Формирование патриотических чувств у детей.

Задачи:
Образовательные:
•    развивать познавательный интерес к истории нашей страны, расширять кругозор;
•    пробуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
•    развивать физические качества: ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
•    развивать психические качества: волю к победе, целеустремленность, самоконтроль;
Развивающие:
•    способствовать развитию внимания, координационных способностей;
•    содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов детей;
•     развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе;
•    развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой;
Воспитательные:
•    воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
•    воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-продуктивная, двигательная, физическая, музыкальная.

Формы организации подготовительной работы к проведению заключительного мероприятия квеста «День победы - праздник всей страны».
Формы работы с детьми:
- Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме «День победы», творческая деятельность).
Тематические беседы: рассказ педагога о ВОВ «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики- будущие защитники Родины», беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ, «Герои в нашей семье», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы»;
Чтение и разучивание с детьми стихотворения А. Усачев « День Победы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», и д. р.
Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю .А. Агебаев «День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый».
Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.
Художественно-продуктивная деятельность
Рисование: «Солдат на посту», «Праздничный салют», «Самолеты в небе».
Выставка детских рисунков, посвященной Дню Победы.
Аппликация: Праздничная открытка «9 мая», «Парашютисты», составление коллажа «Военная техника», «Гвоздики»;
Лепка: «Вечный огонь Победы», «Солдат», «Танк»;
Конструирование из природного и бросового материала: «Выложи из спичек военную технику», «Мастерим из спичечного коробка танк».
Сюжетно-ролевые игры:  «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы», игра- ситуация «Армейский порядок».
Дидактические игры: «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Назови город – герой», «Что лежит у солдата в вещевом мешке».
Разучивание и прослушивание песен на музыкальных занятиях и в  группах: «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Не стареют душой ветераны», муз. С. Туликов, сл. Я. Белинский;
«Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Ленинградцы», «Бравые солдаты», «Священная война», «Три танкиста» сл. Б. Ласкин, муз. Д. Покрасс, «Бескозырка» сл. и муз. З. Александрова.
Физическая культура: эстафета «Скоро в армию пойдём!», пехота
соревнование «Шагом марш!», «Болото», «Переправа», «Марш-бросок», артиллерия соревнование: «Попади в цель», разведка «Ночная разведка», «Проползи и не задень».
Прогулка: игры «Разведчики», «Найди донесение», «Перенеси письмо солдату», «Минное поле», «Попади в цель».
Формы работы с родителями
1. Создание стенгазеты с родителями «Герои в нашей семье», (семейный фото альбом).
2. Памятка для родителей «Как рассказать детям о ВОВ».
3. Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы помним».
4. Консультация «Книги для детей о войне».
5. Консультация «Слушаем песни военных лет».
6. Посещение выставки совместного творчества «День победы - праздник всей страны».
7. Экскурсия в Гвардейский парк.
8. Создание книги памяти ветеранов.

При подготовке к квесту использован метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем, что была ВОВ.
Что хотим узнать?
Как люди защищали нашу страну?
Как жили и выживали?
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии.
Спросим у старших детей.

Планируемый результат:
-у детей сформировано понятие о государственном празднике «День победы» и историческом наследии нашей страны;
 - дети проявляют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- сформировано представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
 - знакомы с произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников на военную тематику;
- сформированы представления о преемственности поколений;
- дети проявляют самостоятельность, творчество и инициативу в разных видах детской деятельности.
После выполнения каждого задания дети и педагоги видят результат выполнения задания. Педагоги обязательно обсуждают, что у детей получилось? Что понравилось? Что еще хотят узнать?  Они полностью решают кроссворд и составляют слова, они изготовят стен газету и подарят ее ветеранам, соберут пазл, и увидят военную технику, напишут письмо солдату и свернут его в треугольник, как сворачивали письмо солдаты на войне. Пройдут полосу препятствий в физкультурном зале, исполнят военные песни и танцы.  При прохождении квеста детьми, достигнут высокий эмоциональный подъем и творческий результат в совместных усилиях детей и взрослых, способствующих созданию единого творческого сообщества, умеющего выполнить поставленные перед собой цель и задачи.
Результат такой работы позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствуют формированию подлинно гражданской патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Квест – это увлекательный формат праздника, где каждый становится настоящим героем приключения, результат которого зависит от всей команды.
В процессе квеста дети решают задачи и преодолевают трудности всем коллективом. Именно поэтому такой способ проведения мероприятия поможет не только побудить у детей тягу к знаниям, но и поможет сплотить коллектив.

Уникальность данной формы проведения мероприятия заключается в отсутствии ограниченного пространства.
 Мы развиваем в детях:
- умение работать в команде
- умение слушать и слышать друга
- способность видеть единую цель
- находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями
- готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации
- умение убеждать и находить компромисс
- инициативность и самостоятельность
Мы стремимся не ограничивать детей в их рассуждениях, и частенько разрешаем им сделать неправильный шаг в прохождении квеста. Мы убеждены, что именно тогда, когда ребенок сам исправляет свою ошибку, он развивается.

Предметно-практическая среда:
картинка военной техники (пазл), бумага с Георгиевской лентой для написания письма, проектор – для медиа презентации «Третий лишний», спортивное оборудование для преодоления полосы препятствий, ватман для кроссворда и картинки слов, ватман для оформления стенгазеты и приготовленные заготовки голубей, гвоздички, звезды, цветная бумага, Российский флаг, ножницы, клей, краски, приготовленные буквы «Победа!», по количеству команд, музыкальный центр, фортепиано, ноутбук, экран, маршрутные листы по количеству команд.

Среда взаимодействия:
ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог.

Содержание методической разработки
Порядок проведения квеста:
1)    Подготовительный этап.
2)    Заключительный этап -  проведение квеста.
Все задания для детей – это творчество педагогов ДОУ. Задания квеста четкие понятные и не должны превышать по времени исполнения 5-7 минут.

1 этап игры
В квесте принимают участие группы старшего дошкольного возраста от 2 групп до 6. Все команды собираются в музыкальном зале. Проходят торжественным маршем круг Марш «Прощание славянки» автор музыки Яков Иосифович Богорад.
Ведущий. Вот и наступил День Победы! 9 мая – это светлый и радостный праздник. 7… лет назад в этот день закончилась война. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем солдатам, ветеранам, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом. Вечная им слава!
Дети:
1. Праздничный флаг, в небеса поднимая,
Входит на площадь, Девятое мая.
Город в парадную форму одет,
Даже у солнца торжественный цвет.
2. Этот святой, героический праздник.
Поровну делят прадед и правнук.
Воинов хочет обнять вся страна,
С гордостью, глядя на их ордена.
3. День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди радостно поют!
4. Прадеды-деды, солдаты Победы,
В бронзе отлиты, в песнях воспеты!
Слава погибшим! Слава живым!
Всем полководцам и всем рядовым!
Ведущий. Пришло время представить наши команды для участия в игре. (Выходит капитан команды, представляет команду, название, команда дружно произносит речевку, и капитан команды получает маршрутный лист у ведущего).
Ведущий. Команды в ходе игры совершают путешествие по маршрутному листу, где команды выполняют соответствующие задания. После правильного выполнения задания команда получает букву и следует по своему маршруту для выполнения следующего задания. После прохождения всех заданий все команды собираются в музыкальном зале. (ПОБЕДА!)

2 этап игры
Работа команд на маршруте: прохождение игровых заданий в сопровождении воспитателей.

Задания
«П»- сложи правильно пазл.
Вопросы воспитателя: что написано на пазле? Какие символы «Дня победы» изображены? Какую военную технику вы знаете? (Ответы детей)

001

«О»- команды пишут письмо солдату.
Воспитатель начинает четверостишье,
дети его заканчивают, подобрав к нему рифму.
1.Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ...
2.Брат сказал: "Не торопись! Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником - станешь ...
3. Чтоб границу охранять и служить не на земле, а на военном ...
4.Самолет парит, как птица, там – воздушная …
На посту и днем, и ночью Наш солдат - военный ...
5.Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы, та машина в поле чистом управляется ...
6.Можешь ты солдатом стать плавать, ездить и летать, а в строю ходить охота - ждет тебя, солдат,
7.Любой профессии военной учиться надо непременно, чтоб в мире не было...
«Мы говорим нашим смелым защитникам …» (дети предлагают варианты ответов)
После того, как письмо написано, дети сворачивают его в треугольник.

002

«Б»- предлагается игра «Третий лишний».
На экране появляются картинки с военной тематикой.
Одна из них лишняя.

003

«Е» - полоса препятствий.
Дети преодолевают препятствия в спортивном зале.

004

«Д» - отгадай военное слово, загаданное в кроссворде.
(Воспитатель направляет ответы детей, задает наводящие вопросы).
И у меня вопрос: «Почему же мы празднуем День Победы — 9-го мая?»
(Ответы детей)

005

006

«А»- команде дается задание,
оформить праздничную стенгазету. Воспитатель предлагает варианты оформления, дети выбирают понравившийся и приступают к выполнению творческого задания. (Заготовки для оформления стенгазеты подготовлены заранее)

007

008

«!»- последнее задание.
Команды исполняют военную песню, танец (по выбору детей).

009

Команды собирают слово, буквы которого они получили за правильное выполнение заданий: «Победа!»

010

011

3 этап. Подведение итогов игры
Ведущий. 9 Мая, в День победы нашего народа в великой Отечественной войне, на улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. Я вас всех поздравляю с праздником и победой ведь все команды отлично справились с заданиями, и правильно составили слово «Победа!»
Ребенок
Мы по улице пройдем,
Марш Победы пропоем.
Славьтесь и отцы, и деды —
Одержали вы Победу!
Вы Отечество спасли,
Вы — защитники земли.
За Великую Победу —
Славьтесь и отцы, и деды!
Команды проходят победным маршем по залу. Звучит песня «День победы» слова Владимира Харитонова, музыка Давида Тухманова.

Список рекомендуемой литературы:
1.  Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
2. Александрова Е. Ю., Е.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ». Изд. «Учитель». Волгоград 2007 г.
3. Арсенина Е.Н.  «Музыкальные занятия», для детей старшей и подготовительной группы, 2013 г.
4. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов», 2010 г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г., №2 2013 г.
6. Интернет ресурсы. maam.ru, infourok.ru, kladraz.ru
7.  Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М.: Гном, 2011 г.
8. Паникоровская Н. «10000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей» 2015 г.
9. Харченко Т.Е. «Спортивные праздники в детском саду» 2013 г.
10. Чусовлянкина Е.Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания ставших дошкольников», 2012 г.


Приложение

1.    Маршрутный лист для прохождения квеста.

012

2.    Презентация мультимедийной игры «Третий лишний».

реклама

Яндекс.Метрика
© Марина Герасимова, 2009-2022.
Главная страница | Сценарии | Фото | Видео | Методические материалы | Музыка | Ноты
Ссылки | Гостевая книга | Аттестация | Интернет-портфолио