|
|
Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»
Одной
из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития»
дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего
современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда,
педагога, исследователя.
Использование данной технологии направлено на развитие: - координационной свободы движения, - слухового восприятия музыки, - чувства ритма, - внимания, - ансамблевой слаженности, - способности к двигательной импровизации.
Эта
форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия
в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все
участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих -
«дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное
произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем
детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в
хоре рук.
После того, как дети с уверенностью справляются в
«одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь
дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами
выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт
двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети
самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. «Первую
двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд
на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего -
«дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой
группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего -
«дирижера».
Для более глубокого восприятия музыки и развития
творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные
атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к
которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т.
д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета
получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний
лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Также
данная форма может использоваться для развития тембрового восприятия.
При слушании музыкальных произведений ребята определяют тембр (или
группу) звучащего инструмента и выбирают определенный атрибут,
соответствующий звуку тембра. Например, при звучании определенного
инструмента дети руками передают музыкальный образ. Постепенно можно
усложнить задачу, при звучании инструментов одной группы можно
использовать одни атрибуты – например «птицы», «бабочки», при звучании
инструментов другой группы, соответственно другие атрибуты – «цветы»,
«листья», снежинки и т. д. Для успешного выполнения данной задачи дети
должны хорошо знать музыкальный фрагмент, так сказать он должен быть у
них на слуху, считаю, что такая форма работы может использоваться при
закреплении материала. Все зависит от поставленных задач педагога и
творческого воображения ребят.
Особенностями технологии
является то, что она может применяться для самых разнообразных
ситуаций: от занятия до концертного показа с детьми разного возраста и
с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных
задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего
любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает
внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной
инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать
себя в роли лидера.
Вывод: технология «Хор рук» является одной
из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации.
Ее применение в работе направлено: - на развитие двигательной
фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство
ансамбля, слаженности общего действия; - на развитие слухового восприятия и творческого воображения; - на развитие ассоциативно-образного мышления; - на развитие личностных качеств; - можно использовать в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
Форма
«двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии,
активизирует внимание и способности подражания, а также развивает
слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из
универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических
и двигательных навыков.
Если некоторые исполняемые жесты
комментировать, то, данную технологию, можно считать формой развития
ассоциативно-образного мышления.
Показ педагога и последующие
инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные
качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный
руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея
специального музыкального образования.
Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
Элементарное музицирование
Цель: развитие творческих способностей, природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования дошкольников.
Инструменты
должны быть простыми в освоении, ребёнок должен понять, как играть на
них в результате несложных манипуляций (знакомство с инструментом, его
составными частями, способами игры, исследование звука инструмента,
сравнение с другими). Звучание инструмента отождествляется с предметами
и явлениями из жизни. Творческая деятельность проявляется в сочинении
мелодий, озвучивании сказок, аранжировке произведений.
Последовательность действий с инструментом: Поиграй на своём инструменте, изучи, какие звуки в нем живут. Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь. Будь дирижёром – покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь. Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение». Попробуй озвучить стихотворение, сказку. Непосредственно образовательная деятельность Обучение
осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях
разных типов, подгрупповая работа (с детьми с повышенной мотивацией к
обучению), в музыкально-дидактических играх, досугах и развлечениях ,в
индивидуальной работе с детьми ,в самостоятельной деятельности
дошкольников.
Изготовление музыкальных игрушек, инструментов и их использование. В
настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов
Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя
достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную
ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной
подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети
нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи,
мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока
удовлетворительное решение не будет найдено». Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.
Творческое
музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки
происходит одновременно, а содержание служат непосредственно
возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование
открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в
условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в
творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и
взрослого, ребёнка и коллектива.
Сегодня мы говорим о том, что
музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной
музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или
способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ
развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как
личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и
использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических
технологий в развитии музыкальности детей.
Игровое обучение – скрытое, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
«Вышли мышки» С инструментами (давая возможность выбрать их детям) На стене часы висели -(хлопки) Тик-так, тик-так - (шлепки) Тараканы стрелки съели Тик-так, тик-так Мыши гири оторвали Тик-так, тик-так И часы ходить нее стали Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р. На стене часы висели Тик-так, тик-так Тараканы стрелки съели Тик-так, тик-так Мыши гири оторвали Тик-так, тик-так И часы ходить нее стали Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.
Игры со звучащими жестами
«По коленочкам» («Ах, вы сени», сл. М. А. Давыдовой) По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко. По коленям локотками постучим теперь мы с вами. Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами. И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой Тра – та – та – та, тра – та – та та, Мы похлопаем с тобой.
«Комары и мошки» слова рус. народные Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы. Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы. Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Комары и мошки, тра-ля-ля. Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ. А как наступит ночь, улетают прочь!
«Мышки» Вышли мышки как-то раз Поглядеть который час: Раз, два, три, четыре! Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон: Бом, бом, бом, бом! Убежали, убежали, убежали мышки вон!
«Дождь» Дождь, дождь, дождь с утра. (Хлопки чередуются со шлепками по коленкам) Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте) Шлеп по лужам, шлеп – шлеп (Притопы) Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. (Хлопки) Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем) А скорее догоняй! (Убегают от дождика)
«Снег» Как на горке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка. И под горкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям. И на ёлке – снег, снег, Поднимают руки вверх, два хлопка. И под ёлкой – снег, снег. Приседают на корточки, два шлепка по коленям. А под снегом спит медведь Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу. Тише, тише – не шуметь!
«Обезьянки» Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки Обезьяна на печи. Шлепки по коленям Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки Поиграть я с ней хочу. Притопы Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.
|
|
|