Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев
Актуальность
использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников
вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка.
Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.
Овладение
речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста. Целевыми
ориентирами на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО -
ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Еще
одним важным целевым ориентиром является развитая мелкая моторика.
Наиболее
эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются
пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши
тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и
провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по
времени. Детей невозможно заставить полюбить петь, танцевать можно
только увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. В этом
отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые
методы.
Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что, по
сути, это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей
простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью
двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со
стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей
высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных
пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает
музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные
данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и
создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное
применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что
способствует в игре на музыкальных инструментах.
Ценность
пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию,
но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые
игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал
осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в
группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт
прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то
дополнительных рекомендациях.
Персонажи и образы многих
пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и
обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с
полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты
и движения.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: 1.
Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты
в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах
возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает
речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим
речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных
движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным
средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребенка; 2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого; 3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории; 4.
Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; 5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления; 6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять; 7.
Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и
положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи; 8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Несмотря
на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую
воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались
«народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые
известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза - рогатая» и
другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы
значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют
использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.
В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например: “Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).
Пальчик мой. Музыка и слова И. Бодраченко Пальчик мой, пальчик мой, (Гладят поочередно каждую ручку) Поиграй- ка ты со мной. Пальчик раз, пальчик раз (Показывают поочередно указательные пальцы) Вышел заинька у нас. (Приставляют пальцы к голове –«ушки»
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат, Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. (Дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью).
Пальчик мой, пальчик мой, (Движения, как в первом) Поиграй- ка ты со мной. Пальчик раз, пальчик раз (Складывают большой палец с другими пальцами Вышла курочка у нас. щепоткой)
Курочка по улочке ходит, ходит, ходит. (Качают ими в верх и вниз) Курочка хохлат ушка зернышки находит. (Одну ладошку раскрывают, другой ручкой «клюют» по раскрытой ладошке.) Курочка хохлат ушка прыг на крыльцо, Курочка хохлат ушка снесла тебе яйцо. (Соединяют ладошки –несут «яйцо»)
Пальчик мой, пальчик мой, поиграй- ка ты со мной (движения как в 1ом) Пальчик раз, пальчик раз вышла козочка у нас. (Выставляют указательный палец одной руки, затем указательный палец другой рук
У козы рога торчат, у козы рога торчат. (Покачивают рожками) У козы рога торчат, может забодать ребят («Бодают» друг друга).
Вот как пальчики гуляют Слова Г.Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают» Пальчик, пальчик догоняет. указательный и средний пальчики). Будут пальчики гулять, По ладошечке шагать!
Проигрыш (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)
Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз Веселее пусть попляшут быстро перебирают пальчиками «пляшут») Будут пальчики плясать, Ну, а после отдыхать (Положить ладошки на колени)
Цап-царап Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку) Мягкие подушки А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками) Острые игрушки Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)
Острые игрушки Учит сына кошка: (Пальчиком «грозят») Не зевай, сынишка! Где шуршит немножко, (Ладони лежат на коленях. Пальцы рук Там, наверно, мышка! Согнуты, приподняты, шевелят ими).
«Покатай между ладошек» Цель: самомассаж ладоней. Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш. Описание
упражнения: под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый
карандаш (движение ладоней вперёд-назад) или грецкий орех (движение по
кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из руки.
Музыкально-речевая игра «Пальчик мой» муз, и сл. И. Бодраченко, музыкальный руководитель №1 2006г. 1. Пальчик мой, пальчик мой (показывают правую руку, затем левую), Поиграй-ка ты со мной (вращают кистями рук, движение «фонарики»). Пальчик раз (показывают выставленные указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты в кулак), Пальчик раз (те же движения левой рукой) - Вышел Заинька у нас (приставляют пальцы к голове - «ушки»). 2. Ушки длинные у Зайки, из кустов они торчат, Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат (дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью - «лапки»). 3. Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете) Поиграй-ка ты со мной Пальчик раз, пальчик раз (показывают ладонь правую, затем - левую) -Вышла Курочка у нас (делают «крылышки»). 4. Курочка по улочке ходит, ходит, ходит (свободно гуляют по залу, помахивая «крылышками»). Курочка - хохлатушка зернышки находит, (присев на корточки, соединяют ладошки- «клювики» и клюют). Курочка - хохлатушка прыг на крыльцо (подпрыгивают на двух ногах, взмахивая «крыльями»). Курочка - хохлатушка снесла тебе яйцо (соединяют ладошки - несут «яйцо»).
«Сова» (Пальчиковая речевая попевка. Муз. И.Бодраченко) В лесу (соединяют запястья рук) Темно. (закрывают ладонями глаза) Все спят давно. (соединяют ладошки и кладут их под щеки) Одна Сова не спит, (приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы к глазам) На суку сидит (убирают руки на талию) Да как полетит! (разводят руки в сторону, машут)
Список литературы 1.
Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и
творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; Борисенко
М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003; 2.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010; 3.
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до
трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009. Методический журнал
«Музыкальный руководитель» №1 -2006; 4. Малыгина
О. Е., Глухова Н. С., Юхнева С. Н., Базилевская Н. П., Чумакова А. С.
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
// Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 34-37. 5. Рязанова, Ю. А. Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду / Ю. А. Рязанова
|