|
|
Музыкально-речевые и
двигательно-речевые игры
для детей
старшего дошкольного возраста
автор
составитель:
Герасимова
М. И.
Речевые игры
– одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но
и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается
совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп,
тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи.
Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и
движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку
формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи
при участии движения.
Речевые игры и упражнения проводятся на
музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной
деятельности детей, на прогулке.
Подобные виды деятельности
развивают у ребёнка работу мозга, воображение, интеллект, способствуют
развитию речи, развивают мелкую моторику, чувство ритма, музыкальные и
творческие способности, фантазию. Эти виды деятельности – один из
наилучших способов провести время с ребёнком с максимальной пользой.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные
впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между
взрослым и ребёнком, дают возможность взрослым играть с детьми,
радовать их. Простые движения помогают убрать напряжение, расслабить
мышцы всего тела. Просто играть с ребёнком – это самое благородное
времяпрепровождение, весёлое, увлекательное и полезное занятие. Данные
игры всегда носят для детей яркий, эмоционально-положительный характер.
Пускай игры с ребёнком принесут радость и пользу.
Цель:
использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с
самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных
средств музыки.
Задачи:
1.
Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,
координации движений;
- формирование выразительных средств через движения.
2.
Оздоровительные: - укрепление сердечно-сосудистой,
двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие быстроты двигательной реакции;
- развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и
физическое напряжение);
3.
Образовательные: - развитие музыкальных, творческих,
коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4.
Воспитательные: - воспитание общей музыкальной,
двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств и эмоций.
5. Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
«Веселый
дождик»
Цель игры: развитие чувства ритма.
Дети берут
инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают
ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку
- Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку
- Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он
- Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон
- Кап-кап, кап-кап-кап! -
А какая это шишка? протягивают
ладошки вперед
-Я не знаю, - шепчет мишка. пожимают
плечами
Научим мишку мы считать: Один, два, три, четыре, пять. (дети загибают пальчики и
считают их)
«Бубен»
Цель игры: развитие чувства ритма.
Дети
стоят в кругу и на слова передают бубен. На последние слова у кого
бубен, тот ребенок выходит в центр круга, играет в бубен под музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ребятишек веселит,
Деточки играют,
В бубен ударяют.
Хлопай - раз,
хлопай - два!
Интересная игра.
Танечка (Ванечка) играет,
В бубен ударяет. Игра
повторяется с другим участником
«Матрешки и
Петрушка»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук! (ложки)
Принесли
нам расписные ложки. Тук –
тук!
Мы на ложках заиграли.
Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень. (трещотки и погремушки)
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! (погремушки)
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук, (молоточки
ли палочки)
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть (все
вместе)
Наш оркестр целый день.
«Ёжик»
Цель
игры: развитие ритмической координации, выразительности движений,
способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие
внимания. Дети встают в
круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают
головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают
головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают
головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки
на двух ногах
Только носом шмыгал- качают
головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать
пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да, да. движения по тексту
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их… носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг
«Дождик лей!»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Дождик, лей, лей, лей. Помахивают
кистями рук
На меня и на людей. Руки
к груди и разводят в стороны
На людей по ложке ладошки
сложены в «ложки»- углубления
На меня по крошке руки
к груди и пальцы сложены в щепотку
А на б-а-бу Ягу. Руками
схватиться за голову, покачать головой
Лей по целому ведру. Руки
бросить вниз с наклоном туловища
«Колокольцы»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы
Диги - диги, диги - дон, угадай, откуда звон
Для
исполнения этой русской народной потешки желательно иметь маленькие
колокольчики, бубенчики. Потешку можно представить как игру: выбирают
водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с
колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются,
исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По
безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик,
водящий пытается найти его по звуку.
«Листопад»
Цель игры: развитие ритмической координации, выразительности движений.
Осень, осень! Листопад! Ритмичные
хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки
пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут
ладошку о ладошку.
И летят, летят, летят! Качают
руками.
«Дождь»
Цель
игры: развитие стремления к физическому и психологическому
раскрепощению, свободе движений. Формирование ритмической организации.
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки
чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора! Лёгкие
прыжки на месте.
Шлеп по лужам. Притопы.
Шлеп-шлеп.
Хлоп в ладоши, Хлопки.
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, Грозят
пальцем.
А
скорее
догоняй!
Убегают от
«дождика»
«Пчёлы водят
хоровод»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
Водят пчелы хоровод – Дети
топают на месте.
Брум, брум. Хлопки
«тарелочками».
В барабан ударил кот – Имитируют
пальцами игру на барабане.
Трум, трум. Стучат
кулачком о кулачок.
Стали мыши танцевать – Выставляют
ногу на пятку.
Тир – ля – ля.
Так, что начала дрожать, Кружатся
дробным шагом.
Вся земля. Хлопают
в ладоши.
«Ветерок»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети
потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: Хлопают
над головой руками.
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом-
Бом-бом-бом, бом-бом бом. Топают
ногами.
Дует он везде, кругом-
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Переступают,
повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он-
Страх-страх, страх-страх. Руки
в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон-
Ах -ах, ах -ах. Покачивают
головой.
«Ежик и
барабан»
Цель игры: развитие эмоциональной сферы, координации движений.
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами...
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
На слова
«Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.
«Веселый
бубен»
Цель
игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного
музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных
инструментах.
Дети встают
в круг и передают друг другу бубен под слова:
Побежал веселый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый бубен.
Тот сейчас сыграет нам!
Ребенок, у
которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а
все дети произвольно танцуют.
«Веселые
музыканты»
Цель
игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного
музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных
инструментах.
Играет кот на скрипке: имитировать
игру на скрипке.
Тили-ли! Тили-ли! Прохлопать
ритм в ладоши.
На блюде пляшут рыбки: сделать
волнообразные движения кистями рук.
Хлюп-хлюп, люли! Два
хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза.
Хлюп-хлюп, люли!
Танцуют чашки, блюдца: «Фонарики».
Дзинь-дзинь, хо-хо!
Дзинь-дзинь, хо-хо! Два
«фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь
(«тарелочки») — 2 раза.
А лошади смеются: постукивать
пятками об пол, руки как бы держат вожжи.
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го! На
«И-и.…» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» —
опустить их вниз.
«Зимушка-зима»
Цель игры: развитие ритмической организации и внимания.
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка
с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы
ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки
по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают
внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки
с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз
махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание
рук над головой
И метели дружные. Моталочка
через верх вправо-влево
«Снежный
оркестр»
Цель
игры: развивать слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного
музицирования в оркестре. Воспитывать интерес к игре на музыкальных
инструментах.
Летят, летят снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Дети игрют
на металлофоне соль-ми-до.
Снежиночки-пушиночки:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Звуки
исполняются на ксилофоне.
Их ветерок покружит,
С метелью их подружит
/Звучат шуршунчики/
Поют, поют снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан /Играют
на металлофоне/
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан /Играют
на ксилофоне/
Тут дедушка Мороз их вдаль с собой унесёт.
|
|
|