Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Карл Орф
С
внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОО на смену традиционным
методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены
на всестороннее развитие личности ребенка. Формирование творческой
компетентности стало приоритетной задачей музыкального руководителя.
Реализация данной задачи требует новых подходов, основанных на
использовании современных и инновационных технологий. Игровые
технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических
(расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование
определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности
и др.); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать
закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитывающих
(воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных,
эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности и др.); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые
технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра
является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок
овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими
отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений,
открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. Цель:
формирование основ музыкальной культуры дошкольников через развитие
музыкальных и творческих способностей дошкольников на основе игровых
музыкальных технологий и синтеза различных видов искусств.
Игровая
деятельность на музыкальных занятиях используются педагогом как
средство развития всех музыкальных способностей ребёнка и помогают решению поставленных задач: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. Формировать
знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального
звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в
предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Игра
– основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная
деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры
вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля,
чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят
удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид
деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все
они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель
игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не
менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание
ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую»
жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко взрослой жизни.
Говоря
о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой,
неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре
важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет.
Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой,
которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может
происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность.
Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью.
Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для
играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она
прекращается, разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид
деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом
процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения.
Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и
построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное
благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания
и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять
предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Обратимся
к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное
место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.
Игра
в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами
деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что
положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в
детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают
дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.
Какие
же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность?
Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком
способе установления контакта, педагоги называют его контактом
содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские,
дружеские отношения с ребёнком.
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В
отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается
игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения,
стимулирования детей к образовательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям: • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; • музыкальная деятельность подчиняется правилам игры; • музыкальный материал используется в качестве ее средства; • в музыкальную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы: • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; • познавательные, воспитательные, развивающие; • репродуктивные, продуктивные, творческие; • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику
игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные;
комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными
средствами передвижения.
Функции игры Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция
– снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой
на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция
– формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для
более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного
усвоения.
Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятия и другие.
Развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия,
других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в
увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
В
основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит
коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь,
игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное
движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму,
импровизированную театрализацию.
Игровые технологии развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы, танцы-игры Вовлечение
ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия
друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми
помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых
решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные, подвижные, хороводные и речевые) Такие
игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной
динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического
интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры
пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли
двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости,
точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) Ценность
пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в
том, что они представляют собой первые опыты исполнительского
артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется,
обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Хор рук» Эта
форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного
двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и
двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Игры звуками В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: - звучащие жесты и музыка моего тела; - шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Элементарное музицирование В
современной музыкальной методике именно исследование звука и познание
детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных
бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются
участниками изумительного оркестра! Общение детей с примарными
инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость
восприятия, ассоциативность, художественность.
Применение
игровых технологий в музыкальном воспитании решают задачу общего
развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир
ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное
представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.
Методическая литература Ирина Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет» Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя». Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр». Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма». Поддубная Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры». Костина Э. П. «Камертон» - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008 Выготский Л. С. «Педагогическая психология».
|