|
|
Музыкальная предметно-развивающая
среда в МБДОУ
Цель:
повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей
гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим
ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной
предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное
развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом
требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей
эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом
гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на
пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один
вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом
вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на
ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по
возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям,
действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать,
сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по
трем основным блокам:
• восприятие музыки
• воспроизведение музыки
• музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность
определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного
возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей,
имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали,
вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда
сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей
среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают
желание действовать с ними.
Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент
музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет
интегрированный характер, так как там сосредоточены не только
музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты
национальной культуры.
Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех
мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей.
Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой
комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный
музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного
возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические
средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы,
папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными
играми, слайдами, тематическими презентациями. Для
музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные
декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным
произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале.
В каждой возрастной группе используются определённые виды театров.
Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки
дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально
подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное
произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале,
и в группе.
При создании
музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для
детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация
оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и
т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания
игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя
музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого
музицирования:
· с
хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино,
металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с
фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним
фиксированным звуком (дудки):
· шумовые
(бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для
развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами
нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный
букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы,
аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или
чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные,
птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен,
выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального
руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей
звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на
развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха –
«К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического
слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические
кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки,
маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с
разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в
предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о
животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных
инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на
фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие
для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки,
елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в
предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в
исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости,
музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать
задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие
звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто
как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие
динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти –
«Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая
группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и
маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для
фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно
авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для
инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества
(например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла
танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные
картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три
медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха
«Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков
(долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на
различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три
кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой,
гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь,
флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон,
колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз.
молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи,
бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными
наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная
группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к
поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к
песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей,
индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального
поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и
в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с
усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки,
саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм.
кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян,
гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.
Музыкально –
обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы,
обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет
ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие
самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной
субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется
особенностями личностно – ориентированной развивающей модели
воспитания, и подчинена следующим принципам:
• Принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
• Принцип активности, самостоятельности,
творчества;
• Принцип стабильности – динамичности;
• Принцип комплексности и гибкого
зонирования;
• Принцип эмоциогенности среды,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого;
• Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством
личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а
дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного
детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них
оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности,
на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности
способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна
быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и
корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными
ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей
является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно
войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время
утренней гимнастики, на праздниках.
Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих
положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому
дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем
при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и
самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в
организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю
ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным
тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это
аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из
детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно
использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в
месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться
от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для
ознакомления и активизации самостоятельного использования среды.
Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании
каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом,
разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
• Положительная динамика в развитии
интереса к музыке;
• Обогащение музыкальной субкультуры;
• Развитие желания и стремления
использовать музыку в повседневной деятельности;
• Развитие самостоятельной музыкальной
деятельности.
Родители.
• Повышение интереса к музыкальной
деятельности детей у родителей;
• Интерес к проблеме отбора песенного
репертуара для ребенка.
• Стремление к созданию дома музыкально –
обогащенной среды.
Педагоги.
• Понимание необходимости сотрудничества
в решении общих задач музыкального развития детей.
• Возникновение интереса к проблеме
музыкального воспитания детей у педагога.
• Творческий подход к проектированию
музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный
руководитель.
• Помощь педагогу в подборе музыкального
репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.
Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ
|
|
|