|
|
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ
Взаимосвязь
методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в
использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание
применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная
наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод
(действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и
практические действия.
Цель применения музыкально-дидактических
игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять
представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические
игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие
определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут
использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной
деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном
на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по
высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра,
регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические
пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки,
картинки с передвижными деталями и т.д.). Музыкально-дидактические игры
могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны
различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр,
темп, тембр и т.д. и выполнять движения, соответствующие характеру
частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» Т.
Ломовой, «Игра с бубном» Л. Шварца и др.).
Различение свойств
музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в
основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н.А. Ветлугина).
Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика),
другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).
Развитие
музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о
свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового
внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки.
Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и
динамике звуков и труднее — о высоте и ритме. Поскольку основные
музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного
содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует
использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия,
моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.
Применение
зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше
— ниже, длиннее — короче), помогает сформировать у детей представления
о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме
моделирует отношения звуков по высоте и длительности.
Существуют
различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина
разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на
настольные, подвижные, хороводные1. За основание этой классификации
взято различие игровых действий детей.
Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.
Иногда
игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной
деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова
выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития
музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов
изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Аналогично
можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения
детьми различными видами исполнительства (пением,
музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных
инструментах).
Поскольку одной из основных задач музыкального
воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно
классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию —
их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных
способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и
чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей
(прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную
роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств
музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
|
|
|